Выбор языка
Главная страница // Рухани жангыру // Старинный храм Пресногорьковки – Свято-Никольская церковь.

PostHeaderIcon Старинный храм Пресногорьковки – Свято-Никольская церковь.

Nikolskay Cerkov

«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции».


Н. Назарбаев


   Весной этого года глава государства сердцевиной экономического и политического обновления страны назвал модернизацию общественного сознания. Достичь этого он предложил через воплощение в жизнь ряда проектов. Один из них получил название «Духовные святыни Казахстана», или «Сакральная география Казахстана».
   В Костанайской области немало мест, которые считаются святыми и почитаемы населением: мавзолеи, могилы батыров, уникальные природные ландшафты, мечети и храмы...
   Эта деревня, находящаяся буквально на российско-казахстанской границе, существует уже четверть тысячелетия. Своим рождением она обязана императрице Елизавете, а последний император России Николай Второй упоминал о ней в своих дневниках. Сегодня здесь куда ни глянь – исторические места. Речь идёт о посёлке Пресногорьковка, что в Узункольском районе.
   В самом центре Пресногорьковки стоит Свято-Никольская церковь. Храм в Пресногорьковке является одним из старейших Костанайской области. Её фундамент заложили ещё в 1766 году. Но закончили строительство и освятили божий храм только в 1792-ом.
   Вначале была построена деревянная церковь из сосны Красного леса, росшего на берегу Горького озера, но она сгорела в 1798 году. После этого было принято решение о строительстве каменной церкви, которая была была построена в 1799 году.
   За четыре года на пожертвования местных жителей в Пресногорьковке из бутового камня было возведено грандиозное для этой местности архитектурное сооружение.
   Здание построили на самом высоком и сухом месте. Каменная церковь имела два придела: летний и зимний – во имя святого Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери.
   Всё это строили местные мастера, которые имели опыт: они участвовали в возведении храмов Западной Сибири, расположенных вдоль по реке Исети. Потому ими были привнесены в строительство украинские, среднерусские и северорусские мотивы, которые сложились в новый архитектурный стиль - Сибирское барокко. Характеристика стиля барокко сибирского направления: сочетание московского узорочья с восточным колоритом.
   Сами прихожане тоже добровольно участвовали в строительстве. Для жжения извести и обжига кирпича требовалось огромное количество дров, для этого пилили окрестные леса и доставляли дрова в крепость. Кирпичи делали из местного сырья, а вот бутовый камень под фундамент подвозился за сотни километров. Раствор на этой стройке использовали особый – говорят, с добавлением яичного белка и алебастра.
   На кладбище у стен церкви находится могила начальника Омского областного управления, генерал-лейтенанта В.И. де Сент-Лорана, скоропостижно умершего в 1835 году при объезде области). Здесь же в Пресногорьковке сохранились уникальные постройки из бревен лиственницы, здания, хранящие память о самых разных исторических событиях.
   Испытание на прочность храму пришлось выдержать в советское время. В 1938 году церковь под самый купол была засыпана зерном – её превратили в склад.
   В 50-ые годы XX века церковь лишили колокольни, но рушилась она с большим трудом. Местные жители рассказывают, что из поколения в поколение передавалось: руками храм сломать невозможно. А церковные стены не поддались даже технике. Тогда решили разместить здесь клуб, потом - библиотеку, а с 1957 года церковь использовалась как пожарная часть.
Восстанавливать церковь стали в девяностые годы, что называется всем миром. Первое таинство крещения в возрожденном храме было совершено в январе 1992 года.
   Из воспоминаний Сергея Виниченко, учителя истории Пресногорьковской средней школы: «Домик, в котором я появился на свет, стоял всего в трехстах метрах от северного входа в Храм. Я не был воспитан в православии, но через всю сознательную жизнь пронес величественный образ единственного купола с торчащим вместо креста железным штырем. Мне кажется теперь, что именно притягивающий образ нашего полуразрушенного Храма помог мне преодолеть жизненные трудности и, в конечном итоге, пройти путь от воинствующего атеиста до верующего человека. Наш старинный Храм...Место встречи человека с Богом. Через огромные двустворчатые деревянные двери за полтора столетия церковной службы прошли сотни казаков и казачек. В этих стенах крестили, венчали, отпевали целые поколения станичников и иногородних поселян. Толстенные метрические книги содержат подробную информацию об этих людях. Правильно будет сказать, что Божий Храм был духовным центром станицы, местом, где люди возносили совместную молитву ко Господу. Отсюда они отправлялись в христианскую жизнь, уходили на многочисленные войны, от каменных стен их увозили в последний путь – на погосты окрестных поселков. Даже школа была построена под сенью креста. Не потому ли из стен ее вышел целый ряд известных всей стране людей, и в этом видится мне промысел Божий. Великолепный Храм подвергли поруганию в годы оголтелого атеизма.
   Сегодня Свято-Никольский храм вновь радует глаз. Именно он невидимыми нитями связал прошлое и настоящее, умерших и ныне живущих. Крепко свяжет он и будущее, которое неминуемо станет прошлым. И будет стоять вечно...».

В.Чурикова,
экскурсовод Денисовского историко-краеведческого музея

 
Сейчас 93 гостей онлайн