Выбор языка
Главная страница // Публикации // Древнее искусство кочевников. Тиснение по коже.

PostHeaderIcon Древнее искусство кочевников. Тиснение по коже.

Музейные коллекции.
Древнее искусство кочевников. Тиснение по коже.

arbis


Ключевыми факторами, влияющими на развитие казахских ремесел, стали основные формы хозяйственной деятельности: пастбищно-кочевое скотоводство и орошаемое земледелие, а также географические особенности расположения. Так, через территорию современного Казахстана в древности проходил Великий шелковый путь, что, несомненно, привело к развитию торговых отношений и культурному обмену с другими народами.
Скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности и соответственно источник материалов и сырья, таких как кожа, шерсть, пух, рога крупного рогатого скота, привело к развитию многих видов казахских ремесел: валяние шерсти, выделка и теснение кожи, пошив одежды, резьба по кости, ювелирное искусство.

Особенно ценились шкуры жеребят и ягнят.
Народное прикладное искусство является одним из древнейших искусств казахского народа. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Обработка кожи – один из традиционных видов казахского ремесла. Из кожи делали колчаны, мужские пояса, обувь, сосуды типа подойника – көнек, узкогорлые фляги с круглым туловом – қаз мойын, фляги в виде опрокинутого завитка – каухар, подседельники – тебенгі, потники – тоқымы. Мастера - шорники изготавливали седла, конскую сбрую. Седло, обтянутое верблюжьей кожей, называлось аут.
Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсық, саба, сүйретпе, мес.
После предварительной обработки свежеснятой бычьей или верблюжьей шкуры ими обтягивали седла, а из сыромятной кожи делались части конской сбруи, потники, нагрудники, подхвостники, уздечки, ремни. Рельефное тиснение наносилось на кожу, которой обтягивалась декоративная поверхность сундуков – жағланов, посуда, футляры для пиал – шыны аяққап.
Одним из раритетов музея является торсық – классический казахский сосуд из кожи, предназначен для перевозки кумыса, айрана и других напитков.
Торсық – делается из обрезков кожи, после того, как из нее сделали саба (емкость для хранения кумыса). Торсыки делают большими и маленькими. Для изготовления сүйретпе (посуда для изготовления пищи) часто использовали шейную часть верблюжьей шкуры. Объем жаңторсыка (персонального торсыка) небольшой, обычно 2 - 3 литра. Торсык украшается орнаментом. Выделанную шкуру кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого выкраивают из шкуры несколько жанторсыков, украшают их орнаментом и сшивают. Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыхания торсыка песок из него высыпают и сушат торсык на ветру. Жанторсық, сделанный таким образом, никогда не будет терять своей формы.
Для изготовления торсыка – походного варианта сосуда для кумыса, шубата или просто воды – ремесленники использовали самую лучшую кожу. Ажурный национальный орнамент на изделии получался за счет прессования кожаных заготовок между двумя деревянными пластинами с вырезанным узором.
Издревле пастухи и путники всегда брали с собой в дорогу торсык, даже если кумыс или айран в нём заканчивался, то в роговых отростках образовывался қатық, при смешивании его с водой получался шалап.
В нашем музее хранится 2 торсыка. Один из них сшит из двух кожаных частей коричневого цвета, состоящего из двух равнозначных половин. Абрис изделия имеет форму моря, составленной из мотива қосмүйіз – две пары закручивающихся внутрь роговидных завитков, с двумя конусовидными выступами.
Изделие декорировано узором в виде растительного орнамента. Горловина удлиненная, декорирована тиснёным узором в виде горизонтальных «полосок». В целом характер орнамента весьма традиционен для казахского прикладного искусства. Пробка деревянная, на длинной веревочке в форме конуса с кольцевой серединой. Внутренняя часть торсыка полая, по периметру прошит толстой скрученной нитью.
Если обработкой шерсти, ткачеством у казахов занима¬лись женщины, то обработкой кожи, тис¬нением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной по¬суды для хранения и перевозки кумыса - мужчины. Изделия казахских кожевенников пользовались большим рыночным спросом.

А. Пауль, экскурсовод Денисовского историко-краеведческого музея.

Источники:
1. Казахское народное прикладное искусство. Том.1. Алма-Ата: «Өнер», 1986.
2. Маргулан А.Х. Сочинения. – Алматы: Издательство «Алатау», 2012. – Т.11 – 576 с.
3. Ералин К., Халмуратов Ж. Мастера искусств Казахстана. – Алматы, 1997 г.
4. Тохтабаев Ш.Ж., Каримов Р.У. «Раритеты декоративно – прикладного искусства казахов за рубежом». – Алматы, 2008 г.

 
Сейчас 19 гостей онлайн